Особенности и методология поосного взвешивания

Взвешиваем транспортное средство целиком или частично? А так можно? Можно!

Поосное взвешивание автомобилей несколько лет назад стало неотъемлемой процедурой не только для перевозчика перед выходом в рейс, но и для грузоотправителя. Ответственность за перегруз автомобиля переложили с плеч компаний, осуществляющих перевозку, на плечи юридических лиц, отправляющих свой груз покупателю. Собственники бизнеса, посчитав риски, встали перед выбором оптимального решения проблемы.

Раньше большинство компаний, озабоченные прибыльностью своего бизнеса, пользовались полноразмерными автомобильными весами, которые считаются самыми точными. Сейчас ввиду введения в 2018 году новых норм о порядке весового и габаритного контроля, предприятия озабочены не только коммерческим учётом отгружаемого товара, но соответствию массы транспортного средства и его осей принятым стандартам.

Когда необходимо поосное взвешивание?

Поосное взвешивание необходимо, чтобы оценить соответствие нагрузки на ось и массу грузового автомобиля установленным законодательством нормам и избежать начисления штрафа за превышение. Для этого требуется до выезда с площадки взвесить транспортное средство на весах, предназначенных для измерения осевых нагрузок. Такая процедура гарантирует прохождение контроля со стороны Госавтонадзора и безболезненное передвижение по федеральным и региональным трассам страны.

Систему наказаний для тех, кто нарушает весовые и габаритные параметры своего автомобиля, ввели 29 марта 2018 года для того, чтобы обеспечить сохранность автомобильных дорог РФ, что в свою очередь значительно влияет на безопасность автомобильного движения в целом.

Методика поосного взвешивания грузового транспорта

Под методикой в данном случае мы понимаем порядок проведения операций, задействованных при взвешивании транспортного средства, корректность выполнения которого гарантирует необходимую точность результата измерения.

Ось включает в себя две и более колесные сборки с центрами вращения, лежащими на общей оси. В группе осей может быть две и более оси. Под нагрузкой на оси принято понимать долю полной массы транспортного средства, которая прикладывается через ось к грузоприёмному устройству. Однако, обращаем внимание, что использовать суммированные данные, полученные в результате поосного взвешивания грузового транспорта для коммерческого учёта в корне неверно!

Поосное взвешивание можно проделать двумя способами:

  • одновременно
  • последовательно.

Для того, чтобы одновременно измерить массу осей, например, трёхосного грузовика требуется наличие трёх платформ. Главное условие – разом установить автомобиль на весоизмерительное устройство. Сумма измеренного веса осей в этом случае должна быть равна полной массе взвешиваемого автомобиля.

При последовательном измерении массы осей автомобиль поочередно наезжает на грузовую платформу каждой осью. При использовании такой методики добиться равнозначности суммы масса измеренных осей и общей массы автомобиля, взвешенного на полноразмерных весах, не удастся. Требуемое передвижение автомобиля для заезда на платформу разными осями трижды смещает распределение нагрузок на оси, что в сумме выдаёт значение с погрешностью.

Методика статического взвешивания

Указанные выше методики можно применять при нахождении автомобиля в неподвижном или статическом состоянии или в движении.

Статическое одновременное взвешивание всегда показывает результаты с меньшей погрешностью, т.к. влияние внешних сил на процесс минимальный. Но при этом гораздо более ресурсоёмкий. Необходимо иметь в наличии требуемое количество грузоприёмных платформ и затратить время на их правильную установку. Причём каждое последующее взвешиваемое транспортное средство может иметь отличное расстояние между осями, платформы потребуют переустановку.

Последовательное взвешивание машины в состоянии покоя, как уже было отмечено ранее, имеет ряд существенных недостатков:

  • возникает перепад высот зоны взвешивания (для того, чтобы этого избежать необходимо предусмотреть наличие в зоне взвешивания так называемых пассивных площадок или устанавливать весы в приямок),
  • перераспределяются нагрузки в ходе переустановки осей на грузоприёмные платформы,
  • влияние типа подвески взвешиваемого транспортного средства на перераспределение нагрузок на оси,
  • зависимость от правильной загрузки автомобиля и определения центра тяжести перевозимого груза.

Приказ Минтранса РФ от 29.03.2018 года №119 «Об утверждении Порядка осуществления весового контроля ТС, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля ТС» регламентирует допустимую погрешность при статическом измерении нагрузки на ось или группу осей при последовательном или одновременном взвешивании в количестве ±2%.

Методика взвешивания автомобиля в движении

В движении нагрузка на оси автомобиля измеряется последовательно. При равномерном движении, без существенного влияния внешних сил на результаты измерения точность таких измерений возрастает. Ключевое слово – равномерном. Если водитель начинает совершать какие-то действия перед заездом на весоизмерительную платформу, например, прибавлять или уменьшать скорость, маневрировать, результаты измерения могут иметь существенную погрешность, как с плюсом, так и минусом.

Помимо уже указанных параметров, влияющих на качество и точность поосного взвешивания, для корректного измерения массы в движении необходимо учитывать характеристики подъездных путей и переходно-скоростной полосы, включая их размер и уклоны. Для каждого типа автомобильных весов, измеряющих массу в движении, производители обязательно в методиках описывают эти требования.

Приказ Минтранса РФ от 29.03.2018 года №119 «Об утверждении Порядка осуществления весового контроля ТС, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля ТС» регламентирует допустимую погрешность при измерении нагрузки на ось или группу осей в движении при скорости от 20 до 140 км\ч в количестве ±11%, при скорости движения от 1 до 5 км\ч — ±2%.

Где применяется поосное взвешивание в движении

Автомобильные весы с возможностью поосного измерения массы в движении применяются на:

  • загруженных трассах
  • на крупных производственных и сельскохозяйственных предприятиях,
  • в карьерных управлениях,
  • в распределительных центрах.

На дорогах весы размещают надзорные органы с целью выявить нарушителей. Собственники частных компаний устанавливают поосные весы для того, чтобы эти штрафы предотвратить.Производство, поверку и эксплуатацию статических весов и весов в движении регламентируют разные ГОСТы. Взвешивание транспортных средств в движении стандартизирует ГОСТ 33242-2015. Весоизмерительное оборудование для статического взвешивания — ГОСТ OIML R 76-1-2011.